Все программные продукты электронного мерчандайзинга можно разделить на две основные группы — простые системы визуализации и сложные системы — «принятия решения». Перед тем как рассмотреть возможности программ, следует рассмотреть те задачи, для решения которых они предназначены. Как было показано в начале — правильное размещение товара на стеллажах играет очень важную роль в повышении эффективности работы магазина. При этом следует учитывать очень много факторов разного рода и работа требует высокой квалификации специалиста, и обработку большого объема информации. Важно отметить и тот факт, что данные схемы не статичны и должны изменятся по мере изменения ассортимента, спроса, сезона и т.д. Причем даже в пределах одной торговой сети эта расстановка зависит от конкретного магазина — его размещения, размера и т.д. Развитие сетевых структур требует организовать централизованное управление расстановкой товара на прилавках, и создать механизм контроля за выполнением магазинов данных указаний. Большое количество товара и магазинов делает невозможным регулярно обновлять «планограммы» — схемы размещения товара на стеллажах. Что естественно значительно понижает эффективность работы. Развитие систем формирования электронных планограмм позволяет решить эту проблему. В конце будут показаны результаты которых достигли ведущие сетевые операторы применяя различные программные продукты.
Две группы программ:
1. Простые программы полуручного формирования и визуализации планограмм.
2. Специализированные комплексные программы
Программы визуализации
— PlanoGraphicsTM
— Shelf LogicR
В качестве примера рассмотрим две программы Planographics и ShelfLogic.
Они могут быть приняты как образец для всех систем данного класса. Существующее множество аналогичных с программ по функциональности практически ничем не отличаются от рассмотренных ниже.
PlanoGraphicsTM 2.5, Mediatronics Systems
1. Формирование каталогов
2. Редактирование фотографий
3. Создание Планограмм
4. Публикация Планограмм
5. Формирование отчетов
— Неограниченное количество ассортимента
— Удобный, простой интерфейс — «Wizard» для построения каталогов и стеллажей.
Простая программа предназначенная для создания планограмм. Упор в основном на графические средства редактирования и оформления планограмм на основании каталогов товаров создаваемых непосредственно в программе или импортируемых из текстовых файлов или файлов XLS. По умолчанию на каждый товар предполагается 10 атрибутов из которых три обязательных — Каталожный номер, ширина и высота. Встроенный редактор изображений позволяет обрабатывать фотографии, поддерживая практически все стандартные функции графических редакторов. Поддерживает практически все форматы файлов изображения. Позволяет создавать библиотечные файлы (в специфическом формате mmi — Mediatronic Multiple Image format) для объединения коллекции фотографий товаров в единый файл. При создании планограмм позволяет импортировать фотографии стеллажей (полок, дисплеев и т.д.) в качестве фоновых рисунков. Крайне простой интерфейс (подобный Excel) позволяет довольно быстро создавать электронную планограмму — каталог, приписывая каждой строке изображение товара.
Методы формирования планограммы
1. Ручной
2. Меньше площади — больше прибыли
3. Больше площади — меньше прибыли
4. Наиболее прибыльные
5. Наименее прибыльные
6. От большого к малому
7. От малого к большому
8. От широкого к узкому
9. От узкого к широкому
10. От высокого к низком
11. От низкого к высокому
Ручное выделение области наилучшего обозрения товара и установка количества «фронтов» для каждого товара производится вручную. Готовые планограммы могут быть экспортированы в форматы HTML, или в виде файлов «Xerox Doc Centre». Довольно простой генератор отчетов по использованию площади и доходности полки (стеллажа) формирует файлы в формате XLS.
Планограмма получается быстро — но без соблюдения размеров и геометрии товара.
Отчеты, публикация планограмм
Готовые планограмы могут быть экспортированы в форматы HTML, или в виде файлов «Xerox Doc Centre».
Shelf LogicR Master Edition, Logical Planning Systems, Ltd.
Данная программа имеет более развитый функционал и возможность ввода трех планов товара, формы товара, понятие цвета
— хотя внешне экран составления планограммы практически не отличается от ранее рассмотренного. В данной программе необходимо заполнение карточки товара — в которую заносится информация по товару — наименование, код, артикул, категория, наименование поставщика, ценовую информацию, геометрические размеры и вес. Поддержка трехсторонних изображений товара. Информация по размеру упаковки. Отсутствует понятие библиотек — что создает сложности при эксплуатации. Нет встроенного редактора изображений.
Настройка стеллажа
Отдельно описывается прилавок — задаются расстояние между полками, цвет. Однако нет возможности наложения фотографии в качестве фона. Сложный механизм расчета полезной площади стеллажа.
Формирование планограммы
Практически отсутствует какая-либо оптимизация кроме выравнивания товара и проверки на соответствие размеров. Отчеты тоже не очень радуют — практически те же что и PlanoGraphics — список товаров, использование площади и т.д.
Другие программы визуализации
Кроме выше рассмотренных программ, на рынке существует целое множество аналогичных продуктов, отличающихся в большей степени по качеству отображения планограмм (трехмерные, с вращением и т.д.), нежели по функциональности. По-моему, основным недостатком таких систем это отсутствие возможности рассмотрения всего торгового зала в целом, и отсутствие интерфейса с транзакционными системами.
R2000
В системе «Управления товародвижением — R2000» компании BMS есть встроенный модуль который позволяет рассмотреть расположение стеллажей в торговом зале с цветовым выделением таких характеристик как заполненность, эффективность, оборачиваемость. Система позволяет также рассмотреть вид стеллажа — как это показано на слайде. По каждой упаковке можно получить информацию по товару. Наряду с этим в системе нет редактора изображения, и фотоизображения необходимо готовить во внешней программе, что создает определенные неудобства.
Системы принятия решения
— Apollo
— Retail FOCUS
— Galleria
— Marketmax A&O
— JDA
— SpacemanR
На мировом рынке представлено несколько десятков систем которые можно отнести к этому классу. Часть из них интегриро-вано в комплексные системы управления торговым процессом (в транзакционные системы) а другие имеют интерфеис по кото-рому они могут получать данные из транзакционных систем.
Модули планограмм в составе КИС включались еще до того, как их стали переносить на платформы с графическим интерфейсом (Windows, MAC OS) Однако схематическое изображение товара не лишает их информативности.
Apollo, Information Resource Inc.,
Apollo Professional,
Apollo BriefCase,
Apollo Lite.
В качестве примера рассмотрим систему Appolo которая в том числе представлена на Российском рынке. Девиз данного продукта — Эффективность это только половина вопроса, вторая половина это эстетика прилавка и магазина в целом.
Как уже отмечалось выше, система базируется на данных транзакционной системы управление торговли. В добавок данным полученным из транзакционной системы необходимо иметь данные по размерам товара, обычно не включенных в описание товара транзакционной системы. Для облегчения ввода размеров товара в систему предлагается использовать специальное приспособление, которое замеряет размеры товары с одновременным считыванием штрихового кода. Модуль Apollo Suite отвечает за построение планограмм и формирования отчетов и контроля за остатками. При необходимости данные могут быть импортированы из внешних файлов в текстовом формате и формате Excel, или они могут быть введены вручную через модуль MerchCentral. Интерфейс может настраиваться в зависимости от используемой транзакционной системы.
Apollo Suite
— Модульная настраиваемая под конкретного заказчика система.
— Удобный быстрый интерфейс для построения стеллажей.
— В которой планограммы строятся на основании данных полученных из транзакционной системы.
— Настраиваемые аналитические модули обеспечивают повышение эффективности и правильную оценку результатов.
— Формирование планограмм по шаблонам значительно сокращает время.
— Автоматическое обновление планограмм построенных на основании шаблона:
— Добавление и удаление товара.
— Перестановка товара.
— Распределения площади по заранее установленным правилам.
Наличие шаблонов значительно облегчает дальнейшую эксплуатацию системы. Вносимое в шаблон изменение может автоматически распространяться на все планогораммы сформированные на основе измененного шаблона. Последнее крайне важно при большом количестве сетевых магазинов, когда в краткие сроки необходимо переделать большое множество планограмм. За счет связи с транзакционной системы автоматически:
— Меняется ассортимент
— Обновляются данные по эффективности.
— Все планограммы хранятся в реляционной базе данных.
Отчетность:
— Соотнесение магазинов
— Соотнесение категорий
— Временные анализы
Модуль TotalStore позволяет планировать распределение площадей на уровне магазина
Реализм сгенерированных картинок
— Пересылка и просмотр планогорамм и отчетов
— Создание сайтов для сетей Intranet
— Управление правами доступа
— Мониторинг процесса внедрения
Планограммы могут быть сохранены в формате HTML для распространения.
— Версия для «наладонных» ПК оборудованных сканером.
— Palm OS или Windows Pocket PC.
— Загрузка баз данных.
— Сбор данных в зале.
— Apollo Suite может автоматически строить планограммы на основании данных собранных ShelfScan.
— Формирование отчетов по обнаруженным расхождениям.
Apollo ShelfScan
— Анализ эффективности ассортимента.
— Сравнение данных различных источников.
— Механизм сценариев.
Клиенты в СЕЕ:
Castrol/BP, Kelly, Osram, Dr. Oetker, Tesco, COOP (SR), Henkel, Tchibo, Castrol, Olma, Fromagerie Bel, Cora, Tempo, Azur, Coca-Cola, Nestle, Henkel, SC Johnson, SCA Hygiene Products, Sio-Eckes, LU-Danone (Gyori Keksz), Nutricia, Zwack, Mercator, Drogerie Markt, Unilever, Droga, Fructal, Geant, HIT, BP, Costcutter, Chata Polska, Unilever, L’Oreal, Coty, Wella, Alima-Gerber, LU-Danone, Raisio, Hortex;
Как уже отмечалось, Appolo — не уникальная программа. Есть по крайней мере несколько десятков аналогичных программ. У каждой из них есть некоторые особенности — но в основном они очень схожи между собой. Ниже будут приведены некоторые материалы по системам относящимся к данному классу программ.
Retail FOCUS
— Оценка эффективности использования площадей;
— Оценка эффективности использования торгового оборудования;
— Обработка результатов всего торгового зала в целом;
— Может учитывать сезонность и рекламные акции
— Трехмерное изображение как отдельных стеллажей так и всего зала
«Galleria»
Система «Galleria» была успешно внедрена в сети магазинов Тesco, одного из самых крупных Европейских операторов -759 магазинов в Великобритании и 264 за пределами.
— 25 000 планограмм в день,
— Постоянное уточнение правил,
— Планирование Ассортимента,
— Уточнения планограмм для конкретных объектов (магазинов, кластеров),
— Оптимизация складских запасов и товарных потоков.
В системе применяется схематическое отображения стеллажа.
Automation & Optimization
Применение программы позволило Marks & Spencer перейти на режим еженедельного перепланирования 125 планограмм для каждого из 55 супермаркетов — что сразу же отразилось как на результатах продаж так и на оптимизации запасов и цепочки поставок (SCM). Следует отметить тот факт, что всю эту работу обеспечивают 18 сотрудников отдела маркетинга.
SpacemanR
На Российском рынке также представлена программа Spaceman компании AcNielsen.
Благодарность компаниям, оказавшим помощь в подготовке материала:
— BBPG Консалтинг — Алексей Тихомиров, Светлана Пиджакова;
— Galleria Retail Technology Solutions LTD. — Vivienne Watts;
— Logical Planning Systems — Carl J. Eisenberg;
— IRI (Apollo) — Agop Diran Kharmandarian;
— Mediatronic Systems.
Метки: Мерчандайзер, мерчандайзинг, мерчандайзинговые агентства, Мерчендайзер, мерчендайзинг, мерчендайзинговые агентства, Планограмма