Праздничное послевкусие по индексу «Кофе с Молоком»


Индекс «Кофе с Молоком»Вслед за традиционным декабрьским пиком индекс «Кофе с Молоком» в январе показал опять же традиционное снижение. Показатель Индекса остановился на отметке в 933 п.п., что на -11,6% меньше, чем в декабре прошлого года. Однако в разрезе года КсМ показал уверенный рост на +7,7%, превосходящий размер пятипроцентной накопленной инфляции. В столице снижение Индекса оказалось чуть большим и составило -13,9%. При этом годовой рост на +6,8% получился чуть меньшим, чем в целом по стране. Тем не менее, можно говорить о стабильности тяги россиян к простым гастрономическим радостям. Январское снижение индекса относительно декабря объясняется исключительно высокой базой предновогодней закупки. А годовой рост Индекса свидетельствует о том, что россияне продолжают себя баловать, сколько бы простые гастрономические радости ни стоили.

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 30 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

Вслед за традиционным декабрьским пиком индекс «Кофе с Молоком» в январе показал опять же обычное снижение. Так, показатель Индекса остановился на отметке в 933 п.п., что на -11,6% меньше, чем в декабре прошлого года. Однако по итогам года, то есть относительно января 2016, КсМ показал уверенный рост на +7,7%, превосходящий размер пятипроцентной накопленной инфляции (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком». Январь 2012 – январь 2017.
Индекс «Кофе с Молоком»
Источник данных: Romir Scan Panel, январь 2017

В снижении индекса простых удовольствий в первом месяце года нет ничего удивительного. При подготовке к праздникам, напомним, россияне активнее, чем обычно закупали шоколад, что и вызвало рост индекса в декабре. В январе же наши соотечественники сократили объемы покупки почти всех составляющих индекс, и в первую очередь шоколада – на -10,7%. Ощутимое сокращение в объемах претерпела и бутилированная вода – ее россияне купили в первом месяце года на -17,2% меньше, чем месяцем ранее. Чуть увеличилась лишь покупка кофе – на +2,3%.
При этом за месяц цены на ингредиенты индекса немного подросли – в диапазоне 1-2%. Ощутимо подешевел на -13,4% только кофе. Но россияне не спешили воспользоваться столь привлекательным предложением, увеличив объемы его покупки незначительно. Все эти факторы и привели в итоге к снижению Индекса относительно минувшего декабря.
В разрезе года рост индекса обеспечили несколько факторов. С одной стороны, подорожали все ингредиенты КсМ, за исключением кофе. Самый ощутимый прирост в цене за год продемонстрировали молоко (+14,4%) и шоколад (+15,6%). И эти выросшие цены не были компенсированы даже снижением объемов покупки молока (-4,7%) и шоколада (-4,5%). Кофе же, подешевевший с января 2016 года на -0,3%, россияне в прошедшем январе купили даже на 6,6% больше в весовом выражении.
Таким образом, мы наблюдаем хороший годовой рост индекса, традиционными виновниками которого стали кофе и шоколад.
В Москве в вопросе простых удовольствий сложилась немного отличная ситуация. Во-первых, за месяц индекс КсМ сократился больше, чем в целом по стране – до 1138 п.п., что на -13,9% ниже значения декабря. А в разрезе года КсМ в столице показал чуть меньший рост, чем в целом по России – на +6,8%. Однако этот показатель все равно превосходит размер накопленной инфляции. Поэтому месячное падение индекса объясняется исключительно традиционным постновогодним снижением (см. Диаграмму 2).
В Москве в первом месяце года относительно декабря подешевели все ингредиенты Индекса за исключением молока. И при этом москвичи еще и сократили объемы покупки составляющих КсМ. Так, подешевевшей на -1,2% воды жители столицы купили на -12,3% меньше, чем месяцем ранее. По кофе произошло сокращение на -3% в цене и на -6,7% в объемах. Молоко, хоть и подорожало на 4% за месяц, но москвичи купили его меньше на -11,7%. Но самое главное сокращение коснулось объемов шоколада (-22,4%) на фоне снижения его цены (-4,5%).

Диаграмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве. Январь 2012 – январь 2017.
Индекс «Кофе с Молоком»
Источник данных: Romir Scan Panel, январь 2017

Годовой же рост индекса в Москве обеспечили исключительно выросшие цены, которые превзошли даже сокращенные объемы. Так, в январе текущего года относительно января года предыдущего жители столицы платили дороже на 7,8% за воду, на 12,3% — за шоколад, на 13% больше за кофе и на 14% дороже за молоко. Снижение объемов покупки коснулось также всех ингредиентов Индекса. На -2,3% было куплено меньше кофе, на -3,4% меньше молока, на -5,1% меньше воды и на впечатляющие -10,2% меньше шоколада.
В заключении можно сказать, что не смотря на продолжающееся подорожание маленьких гастрономических радостей, россияне не перестают доставлять себе простые удовольствия. Уверенный годовой рост индекса «Кофе с Молоком» говорит о том, что без кофе и шоколада наши соотечественники не могут обойтись, сколько бы они ни стоили.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

По информации РОМИР

Метки: , , , ,

Comments & Responses

Комментарии закрыты.