В среднем две трети россиян считают, что качество продуктов из санкционных категорий за последний год не изменилось. В конце 2015 года такой ответ давали около половины респондентов. Однако с момента последнего опроса вдвое (до 15%) выросло число недовольных качеством мяса, молока и молочных продуктов. При оценке качества колбасных изделий число недовольных увеличилось на треть (до 18%). По-прежнему наибольшее количество нареканий по поводу качества звучит относительно сыров – 27%. Хотя на лицо тенденция к улучшению в этой категории по сравнению с 2015 годом, когда доля критиков составляла 33%. Таким образом, можно говорить, что период наибольших потрясений от замены брендов на полках и смены качества вновь появившихся товаров остался позади. Россияне постепенно привыкают к новым товарам, хотя бдительности в оценках не теряют.
В августе 2014 года Россия в качестве ответных санкций ввела продуктовое эмбарго на ряд товаров из западных стран. Это привело сначала к исчезновению с полок магазинов некоторых привычных продуктов и брендов, а потом к попыткам их замещения – либо поставками из других стран, либо товарами отечественного производства. Качество некоторых товаров из санкционных категорий вызывало и продолжает вызывать нарекания.
В рамках июньского всероссийского опроса исследовательский холдинг Ромир попросил респондентов оценить качество продуктов, в первую очередь, из санкционных категорий, чтобы посмотреть, изменилось ли оно за прошедший год в связи с продолжающимся эмбарго и растущими ценами. Аналогичный опрос проводился в конце 2015 года, что дает возможность для анализа динамики.
Итак, оценке подверглись такие категории, как молоко и молочные продукты, мясо и мясная гастрономия, рыба и морепродукты, сыры, овощи и фрукты. Напомним, что в 2015 году наибольшей критике подверглось качество сыров. А наиболее стабильным, по мнению респондентов, сразу после введения эмбарго оставалось качество молока и молочных продуктов. На сегодняшний же день ситуация с этими двумя категориями несколько изменилась, немного улучшившись относительно сыров и ухудшившись по молочке.
Так, теперь уже более половины опрошенных (57%) считают, что качество сыров за последний год не изменилось, хотя при предыдущем опросе такой ответ давали только 42% респондентов. При этом сократилась доля тех, кто считает, что качество сыров продолжает ухудшаться. Полтора года назад такого мнения придерживались треть россиян (33%), сегодня же – чуть более четверти (27%). Число тех, кто видит улучшения в качестве сыров, снизилось незначительно, в рамках статистической погрешности – с 13% до 10%.
В оценках качества молока и молочной продукции доли тех, кто находит его неизменным (65%) либо улучшившимся (15%), почти не изменились с момента предыдущего опроса. Однако за полтора года вдвое выросло число россиян, которые отметили ухудшения качества молочных продуктов — с 8% до 15%.
По остальным анализировавшимся категориям стоит отметить рост числа респондентов, которые считают, что их качество за последний год не изменилось. При оценке качества мяса такой ответ дали 65% опрошенных против 60% в 2015 году. По мясной гастрономии показатель улучшился с 56% до 64%, по рыбе – с 51% до 64%, по овощам — с 52% до 64%, по фруктам – с 53% до 66%. То есть в среднем две трети респондентов не заметили изменений в качестве продуктов из санкционных списков за последний год, тогда как полтора года назад такой ответ давали порядка половины опрошенных.
Рисунок 1. Изменение качества продуктов. В скобках указаны результаты опроса 2015 года. Результаты приведены без доли затруднившихся ответить.
Источник: Ромир, июнь 2017
Судя по всему, ситуация с качеством продуктов из санкционных списков стабилизировалась. В том числе эту гипотезу подтверждает, например, анализ оценок качества рыбы – доли россиян, которые заметили улучшение (10%) или ухудшение (19%) не изменились за полтора года. При оценках качества овощей с момента последнего опроса неизменной (17%) осталась доля тех, кто отметил ухудшения. Хотя и сократилось число россиян, кто почувствовал улучшение качества овощей – с 23% до 14%. По фруктам ситуация сложилась следующая – сократилось число критиков качества фруктов – с 20% до 15%, но вместе с тем уменьшилась и доля голосов о позитивных изменениях качества фруктов – с 18% до 13%.
Однако стоит обратить внимание на оценки качества мяса и мясной гастрономии. Пожалуй, на сегодняшний день эти категории стали более проблемными, чем сыры полтора года назад. В частности, вдвое выросло число недовольных качеством мяса — с 8% до 15% — при одновременном сокращении доли оценок с положительными изменениями – с 20% до 14%. Аналогичная картина и по колбасам. На треть выросло число негативных отзывов – с 12% до 18% — при аналогичном же сокращении числа положительных оценок – с 18% до 12%.
Напомним, что при предыдущем опросе наибольшее число нареканий в адрес качества санкционных продуктов прозвучало от жителей Северо-Западного округа. Еще с советских времен этот регион имел особые торговые отношения со скандинавскими странами, и в частности с Финляндией. Поэтому доля импортных товаров на полках была высока. После введения продуктового эмбарго жители именно северо-запада страны чаще всего жаловались на невозможность найти замену многим исчезнувшим товарам.
При нынешнем же опросе лидерами по числу отрицательных оценок стали россияне, проживающие в городах с населением 100-500 тысяч человек, респонденты из Центрального и Южного округов. В частности, наибольшее число жалоб от этих категорий респондентов прозвучало в адрес качества молочной продукции, мяса и колбасных изделий. Качество овощей больше критиковали жители Центрального, Южного, Уральского и Северо-западного округов. Качество рыбы вызывает больше нареканий у респондентов Урала и юга. Качество фруктов в большей степени не устраивает жителей северо-запада и Урала. А вот о продолжающемся снижении качества сыров чаще говорили жители городов-миллионников, респонденты из Центрального, Северо-Западного и Уральского округов.
*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Метки: Gallup International, Romir, Импорт, Качество, Продукты, Ромир, Эмбарго