Потребительская оттепель


Профи МерчандайзингОтносительно февраля общие расходы россиян на товары повседневного спроса выросли в марте сразу на 9%, что оставляет далеко позади месячную инфляцию в 0,1%. Правда, годовой рост получился очень скромным и составил всего 1,2%, которые были полностью поглощены накопленной с марта прошлого года инфляцией в 4,3%. Таким образом, мартовские показатели индекса покупательской активности опять оказались ниже аналогичных значений последних четырех лет. На фоне внушительного роста расходов при почти неизменном среднем чеке можно говорить о том, что россияне вновь вернулись к активному шопингу. В марте они посещали большее количество торговых точек в поисках лучших предложений, но в итоге стремление к экономии обернулось дополнительными тратами.
Тренд традиционный роста повседневных расходов в марте в том году не был нарушен. Так по сравнению с февралем общие расходы россиян на товары повседневного спроса выросли в марте сразу на 9%, что оставляет далеко позади месячную инфляцию в 0,1%, рассчитанную Росстатом. Правда, годовой рост получился очень скромным и составил всего 1,2%, которые были полностью поглощены накопленной с марта прошлого года инфляцией в 4,3% (см. График 1).

График 1. Динамика номинальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Март 2017.
Профи Мерчандайзинг
100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, март 2017

То есть в годовом выражении реального роста расходов не получилось. За вычетом инфляции мартовские показатели индекса покупательской активности опять оказались ниже аналогичных значений последних четырех лет (см. График 2).

График 2. Динамика реальных («очищенных» от инфляции) повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тысяч жителей. Январь 2012 – Март 2017.
Профи Мерчандайзинг
100% = январь 2012 года
Источник: Romir Scan Panel, март 2017

Мартовский рост расходов относительно февраля объясняется, с одной стороны, так называемой низкой базой февраля за счет укороченного месяца. С другой стороны, не стоит забывать и о первом весеннем празднике, к которому покупаются и подарки, и дополнительные продукты для застолий.
Доля продовольственных товаров в общей корзине россиян в марте выросла до 53% с 50% в феврале. При этом средний чек почти не изменился, но все же потерял -0,6% или 3 рубля. При внушительном месячном росте расходов россиян это говорит о том, что наши соотечественники в марте вернулись к активному шопингу, посещали большее количество магазинов в поисках лучших предложений и в итоге даже при неизменном среднем чеке потратились больше, чем месяцем ранее.

Города и регионы
Расходы выросли по всех регионах и типах городов. Однако от округа к округу наблюдалась, заметная разница в покупательской активности. Так, наибольший рост расходов в марте относительно февраля показали жители Южного ФО (+23,8%), Сибирского (+12,2%) и Приволжского (+10,8%). А жители Центрального (+3,3%) и Северо-Западного (+3,8%) округов оказались куда скромнее в увеличении своих трат за месяц.
Относительно марта прошлого года картина сложилась вообще разноликая. Так, за год жители северо-запада и юга страны увеличили своих расходы на 11,6%. Тогда как в центральных регионах в разрезе года был зафиксировано снижение объема трат на -5,9%. Минусовую динамику в разрезе года показали также покупатели Уральского и Приволжского округов.
Если говорить о двух столицах, то можно отметить, что жители Питера (+6,6%) оказались в марте несколько более расточительными, чем москвичи (+4%). И относительно марта прошлого года расходы питерцев (+19,8%) выросли несравнимо больше, чем в Москве (+3,3%). В остальных же миллионниках за месяц расходы выросли на 10,4%, а за год – на 5,7%.
В пятисоттысячниках рост расходов в марте относительно февраля оказался еще выше, чем в мегаполисах и составил +12,2%. Хотя годовой прирост трат оказался равен величине инфляции и составил +4,3%. В стотысячниках в марте покупатели потратили на 17,8% больше, чем месяцем ранее. Однако по сравнению с ситуацией годичной давности динамика оказалась отрицательной. В этом типе городов за год общие повседневные расходы сократились на -4,6%.

Доходные группы
Рост расходов в разных доходных группах оказался в марте прямо пропорционален величине доходов. Так низкодоходники за месяц увеличили свои расходы на 5,6%, среднедоходники – на 8,9%, а высокодоходники – на 9,3%. Относительно же марта прошлого года наибольший рост расходов показали россияне с высоким доходом (+4,4%). Низкодоходники в разрезе года увеличили свои расходы на скромные 1,8%. А среднедоходники вообще ушли в минус, показав к марту прошлого года динамику в -1,2%.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городе с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Отдел по связям с общественностью Ром

Метки: , , , , , , ,

Comments & Responses

Комментарии закрыты.