Крупные сети рассмотрели потенциал небольших российских городов и сосредоточили на них свое развитие.
Венсан Жанти, генеральный директор Leroy Merlin, Россия, заявил на конференции «Российская розничная торговля 2014», что в ближайшие 10 лет небольшие российские города представляют отличное поле для развития: «У российского рынка DIY потенциал на 500 магазинов. Сейчас 4 крупнейшим ритейлерам, работающим на этом рынке, принадлежит 85 магазинов. Большинство из них сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках. К 2019 году мы планируем открыть магазины во всех городах с населением от 400 тыс. человек». Венсан Жанти считает, что чем лучше будет уровень жизни россиян, тем выше перспектива роста сети, он ждет, что в скором времени появится возможность развиваться в городах с численностью от 200 тыс. человек. В планах компании – за 5 лет нарастить количество магазинов до 80. В настоящее время в России работают 28 магазинов «Леруа Мерлен» в 16 городах. Господин Жанти считает, что в небольших российских городах росту спроса на товары DIY способствует распространенная практика делать ремонт своими руками.
Новые возможности для развития рассматривают в сети Auchan. Для работы в небольших городах был разработан новый формат магазина – «Наша Радуга». «В России более 300 городов с населением менее 50 тыс. человек. Мы уже открыли магазины в Ярославле, Костроме, Кузнецке (Пензенская область) – набрали необходимый опыт. Стадия, когда мы открывали по 5-10 магазинов в год, уже пройдена. Формат отработан и его можно тиражировать», – рассказал на конференции «Российская розничная торговля 2014»
«Наша Радуга» работает на площади 4,5-6,5 тыс. кв. м, ассортимент 9000-12000 товарных позиций. Чем больше город – тем больше площадь и ассортимент магазина.
Чтобы магазин в российской глубинке работал эффективно, он должен выгодно отличаться от конкурентов и, в первую очередь, суметь предложить наиболее выгодную цену. «У нас есть достаточно возможностей продавать товары дешевле «Магнита». Например, мы предлагаем товары собственной торговой марки, товары на развес. И то и другое помогает предлагать более выгодную цену. Кроме того, жители привыкли покупать товары местных марок. В наших магазинах доля товаров местных производителей составляет 15%», – рассказал Людовик Олинье.
Осенью 2013 года интерес к открытию гипермаркетов в небольших городах высказало руководство Х5 Retail Group. Компания будет открывать гипермаркеты «Карусель» преимущественно площадью до 4,5 тыс. кв. м (в исключительных случаях – до 7 тыс. кв. м) в городах с населением от 50 тыс. до 100 тыс. человек, чего не делала ранее.
Торговая сеть «Лента» продолжает активно открывать магазины в регионах. До конца 2014 года ритейлер планирует открыть 24 гипермаркета и 15 супермаркетов: «Мы открыли гипермаркет в Томске. В городе полмиллиона жителей и не оказалось ни одного гипермаркета. В Европе такую ситуацию вообразить невозможно. Вы только представьте Ливерпуль без гипермаркета! Российский рынок – отличная возможность для работы розничных торговцев», – рассказал
Традиционно небольшие города предпочитает «Магнит», открывая в населенных пунктах с количеством жителей от 50 тыс. человек гипермаркеты площадью 7,4 тыс. кв. м (действует 161 магазин).
Сложности, с которыми сталкиваются ритейлеры, покоряя глубинку, касаются в первую очередь нехватки квалифицированного менеджмента. Связано это с тем, что молодежь после университета не хочет оставаться на своей малой родине, стремясь уехать в крупные города. Еще одна проблема в том, что сложно убедить инвестора развивать проекты в небольших городах, не все верят в их перспективность. И как это ни странно, вопрос с приобретением земли в регионах тоже решается не просто. «Земельный рынок России не стабилен, и ожидания людей в малых городах такие же, как и в больших. Следовательно, нет рынка реальных земельных участков, поэтому при поиске места под строительство зачастую приходится привлекать местные власти, и объяснять им, что не только бизнес, но и город должен быть заинтересован в развитии ритейла», – рассказал Людовик Олинье.
Игрокам, развивающим формат гипермаркета, еще предстоит борьба за малые города. В населенных пунктах до 50 тыс. человек можно открыть только один гипермаркет, открывать второй будет не эффективно.
Ольга Крыкова, Retail.ru
Метки: Leroy Merlin, Леруа Мерлен, Магнит, Региональное развитие, Х5 Retail Group