Больше простых удовольствий по сходной цене


Профи МерчандайзингТрадиционный, повторяющийся из года в год тренд мартовского роста индекса «Кофе с Молоком» в текущем году не был нарушен. КсМ получил значение к 1014 п.п., что на 5,5% больше февральского показателя и на 7,1% превосходит результат марта прошлого года. Россияне активно пользовались снижением цен на ингредиенты индекса, покупая их в больших объемах, чем месяцем ранее. Этот факт и обеспечил уверенный рост Индекса. В Москве «Кофе с Молоком» в марте тоже показал рост, хотя и не такой ощутимый, как в целом по стране. КсМ в столице достиг показателя в 1201 п.п., что всего на 0,7% выше февральского значения. Однако годовой рост кофейно-молочного индекса в столице оказался даже выше, чем по России и составил 8,2%. В первый весенний месяц москвичи активировали свои кофейные аппетиты. В годовой же рост Индекса в столице помимо кофе внес свою лепту еще и шоколад.

Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ), рассчитывается, как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад. Данные по покупкам этих продуктов поступают в режиме онлайн с помощью технологии сканирования штрих-кодов от 30 000 участников скан-панели в 180 городах России с населением более 100 тыс. жителей.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с Молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий». Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с Молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с Молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.

Традиционный, повторяющийся из года в год тренд мартовского роста индекса «Кофе с Молоком» в текущем году не был нарушен. КсМ получил значение к 1014 п.п., что на 5,5% больше февральского показателя и на 7,1% превосходит результат марта прошлого года. То есть Индекс уверенно вырос и в разрезе месяца, и в годовом выражении даже с учетом инфляционных показателей в 0,1% и 4,3% соответственно. Таким образом, КсМ достиг одного из самих высоких показателей за историю наблюдений, уступив только показателю декабря прошлого года (см. Диаграмму 1).

Диаграмма 1. Динамика Индекса «Кофе с Молоком», 2013 – 2017.
Профи Мерчандайзинг Ромир
Источник данных: Romir Scan Panel, март 2017

Рост КсМ в марте относительно предыдущего месяца состоялся, в первую очередь, благодаря увеличению объемов покупки всех ингредиентов Индекса. Так, россияне в марте купили на 10% больше кофе, на 5,6% больше шоколада, на 6,7% — молока и на 1,6% — воды. И даже снижение цен почти на все составляющие КсМ не смогло помешать уверенному росту Индекса. За месяц шоколад подешевел на -3,7%, молоко – на -2,5%, кофе – на -1,9%. Выросла в цене только вода, прибавив +7%.
А вот по сравнению с мартом прошлого года рост Индекса был обусловлен скорее повышением цены на ингредиенты. Так, за год вода подорожала на 1,7%, кофе – на 2,7%, шоколад – на 4,4% и молоко – на рекордные 18%. При этом россияне немного меньше купили кофе на -1,1% молока – на -7,2%. Но вот объемы покупки воды (+3,4%) и шоколада (+10,2%) за год даже увеличились.
Таким образом, март оказался наполнен маленькими гастрономическими радостями с кофейно-шоколадным вкусом. Россияне воспользовались снижением цен и увеличили объемы покупки составляющих Индекса КсМ. И даже подорожавший относительно марта прошлого года шоколад не перестает соблазнять наших соотечественников своим радостным послевкусием.

Диаграмма 2. Динамика Индекса «Кофе с Молоком» в Москве, 2013 – 2017.
Профи Мерчандайзинг Ромир
Источник данных: Romir Scan Panel, март 2017

В Москве Индекс «Кофе с Молоком» в марте тоже показал рост, хотя и не такой ощутимый, как в целом по стране. КсМ в столице достиг показателя в 1201 п.п., что всего на 0,7% выше февральского значения. Однако годовой рост кофейно-молочного индекса в столице оказался даже выше, чем по России и составил 8,2%.
В Москве в марте все ингредиенты Индекса потеряли в цене. На -2,3% подешевела вода, на -2,7% — кофе, на -3,5% — молоко и на -4,6% — шоколад. При этом москвичи купили больше на 7-10% подешевевших маленьких радостей за исключением шоколада, объемы покупки которого сократились относительно февраля на -7,1%. Именно сокращение цены и объемов покупки шоколада, вероятно, сыграло роль в скромном росте индекса в марте в столице.
Годовой же уверенный рост обеспечили и выросшие цены, и увеличившиеся объемы покупки ингредиентов Индекса. Так, за год шоколад подорожал на 5,2%, кофе – на 10,7%, а молоко — на 12%. На 3,2% подешевела только бутилированная вода. А объемы изменились следующим образом: по сравнению с мартом прошлого года москвичи купили больше воды на 2,1%, кофе — на 3,8%, шоколада — на 12,7%. Объемы покупки молока только сократились на 12,6%, то есть почти на ту же величину, что и выросли цены на этот продукт.
Таким образом, март в Москве получил кофейный уклон в вопросе простых гастрономических удовольствий, а в разрезе года к кофейным радостям уверенно примешиваются еще и шоколадные нотки. Экономии на простых удовольствиях по-прежнему не наблюдается.

* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.

Метки: , , , , ,

Comments & Responses

Комментарии закрыты.