528 рублей потратил в марте 2017 года среднестатистический российский горожанин за один поход в магазин.
Третий месяц подряд продолжается снижение величины среднего чека. Вот и по итогам марта средний чек похудел на 3 рубля, остановившись на отметке в 528 рублей. Таким образом, сокращение против февральского значения составило -0,6%, хотя в разрезе года рост величины чека оказался ощутимым и составил +7,5%. В марте средний чек в обеих столицах пришел к единому показателю в 696 рублей. Благодаря возврату россиян к активному шопингу, когда потребители обходят большее количество торговых точек в поисках лучших предложений, чек похудел почти во всех торговых каналах, за исключением супермаркетов. Однако в годовом выражении средний чек уверенно вырос в гипермаркетах и дискаунтерах. Тренд по сокращению чека в магазинах традиционной торговли развивается, что привело его на уровень начала 2012 года.
Индекс «Среднего чека» рассчитывается основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Информация о покупках, поступающая в режиме онлайн от 30 000 покупателей в 180 городах с населением свыше 100 тысяч человек, позволяет видеть не только категории и объем товаров повседневного спроса, которые покупают россияне, но и отслеживать динамику затрат горожан в абсолютном (денежном) и процентном выражении.
Третий месяц подряд продолжается, пусть и мелкими шагами, но сокращение среднего чека. Напомним, что в феврале относительно января чек похудел на 2 рубля. В марте чек «сбросил» еще 3 рубля, оказавшись на уровне 528 рублей. Таким образом, чек за месяц сократился на -0,6%. Зато относительно марта прошлого года он показал уверенный рост в 7,5%, что ощутимо больше накопленной за год инфляции в 4,3%. Однако до мартовского показателя 2015 года (589 руб.) чек в минувшем марте не дотянул, но фактически сравнялся с чеком марта 2014 года в 532 руб. (см. Диаграмму 1)
Диаграмма 1. Динамика среднего чека, в рублях.
Источник: Romir Scan Panel, январь 2013 – март 2017
Поведение чека разнилось в марте от региона к региону. Где-то он вырос, где-то сократился. Так, наибольшие колебания показали Южный ФО, где чек потерял -6,1% от февральского значения. В Центральном регионе чек также похудел на -4% относительно предыдущего месяца. А на Дальнем Востоке чек, наоборот, прибавил +6,3% к значению предыдущего месяца. В остальных регионах изменения чека были не столь значительными (см. Карту 1).
Карта 1. Величина среднего чека по федеральным округам. В скобках указано изменение к предыдущему месяцу.
Источник: Romir Scan Panel, март 2017
Средний чек в марте похудел в обеих столицах и пришел к единому показателю в 696 рублей. Поскольку несколько предыдущих месяцев чек в Питере превышал московский, то в марте он потерял немного больше в весе, чем столичный. Так, в Москве чек за месяц сократился на -1,3%, а в Питере – на -2,9%.
В других мегаполисах за месяц средний чек похудел на -0,9%. В пятисоттысячниках сокращение величины чека составило -1,2%. А в стотысячниках чек остался на прежнем уровне, что и в феврале. Зато за год средний чек в миллионниках (+7,2%) и стотысячниках (+11,5%) ощутимо прибавил. В пятисоттысячниках чек за год также вырос, но на скромные 1,2%, что не дотягивает даже до размера годовой инфляции.
Средний чек в марте похудел почти во всех торговых каналах, кроме супермаркетов, где он прибавил +1,3% к февральскому значению. Зато годовой рост величины чека в супермаркетах не смог преодолеть величину инфляции, составив всего +2,7%.
В гипермаркетах, где в последние месяцы чек начал восстанавливаться, в марте тренд роста оказался прерван. Чек в этом типе каналов сократился за месяц на -1,3%. Однако в годовом выражении рост оказался ощутимым и достойным — на +7,5%.
Росший в последние месяцы чек в дискаунтерах в марте показал отрицательную динамику в –2,6%. Хотя годовое изменение чека в это канале по-прежнему остается уверенно положительным +6,8%.
Только в магазинах традиционной торговли тренд последних месяцев продолжает развиваться. Чек сокращается и в разрезе месяца (-4,3%), в разрезе года (-12%). На сегодняшний момент чек в магазинах, торгующих через прилавок, вернулся к значениям начала 2012 года.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
Ромир – крупнейший российский независимый холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 80 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
Метки: Romir, Активный шопинг, Годовая инфляция, Дискаунтер, Индекс, Поход в магазин, Средний чек