Исследовательский холдинг Ромир разработал методику расчета статистического индекса – дефлятора, отражающего реальные изменения общего уровня цен на товары и услуги за определенный период. Основой для расчета являются данные о реально совершенных покупках по реальным ценам, поэтому дефлятор фактически демонстрирует среднестатистическую личную инфляцию каждого потребителя. В минувшем феврале, как мы и прогнозировали, дефлятор показал минусовую динамику в -0,2% к значению января. Таким образом, показатель личной инфляции россиян оказался вдвое ниже значения официальной инфляции (0,2%), рассчитанной Росстатом. Накопленное с начала года значение дефлятора, правда, все равно кратно превышает значение инфляции – 3% против 0,8% соответственно. Экономия россиян стала возможной, в первую очередь, за счет возможности покупать привычные товары по более низким ценам.
Официальный индекс инфляции, предоставляемый Росстатом, является не столько статистическим, сколько экономико-политическим показателем. Это было доказано, в том числе, нобелевским лауреатом Кристофером Симсом. Разработанная им методика «векторной авторегрессии» доказывает влияние временных изменений в политике на макроэкономику, т.е. фактически вскрывает зависимость между изменением процентных ставок центробанков и уровнем инфляции. Таким образом, официальные показатели инфляции можно считать объективными с некоторыми ограничениями.
В основе расчетной методики лежат данные о реальных ценах и реальном потреблении россиян, полученные при помощи панели домохозяйств Romir Scan Panel*. Сложному многофакторному анализу подверглись более 10 млн. покупок, фактически совершенных жителями российских городов в 2008-2015 годах. По результатам анализа была построена структура потребления российских домохозяйств, определены товарные группы с высокой степенью пенетрации**, в каждой из которых были выбраны отдельные товары (SKU***) с максимальной пенетрацией. Всего было отобрано 156 наименований в категориях продукты питания, промтовары, лекарства, корм для домашних животных, алкоголь и табак.
Для установления корректных пропорций между различными категориями товаров были проанализированы фактические объемы потребления по различным категориям за период с 2008 по 2014 год, после чего произведен расчет пропорций объемов и стоимости продуктов. При расчете дефлятора также используются среднемесячные цены на услуги ЖКХ и бензин.
*(Подробнее с методикой расчета дефлятора можно ознакомиться по запросу).
Как мы и прогнозировали в последнем обзоре дефлятора за январь, когда, напомним, его значение подскочило вверх на более чем 3% относительно декабря прошлого года, в феврале россияне постарались сэкономить, чтобы немного утихомирить личную инфляцию. Таким образом, по итогам февраля значение дефлятора показало минусовую динамику в -0,2% относительно январского значения (см. Диаграмму 1). Официальная же инфляция прибавила 0,2% к значению января. С начала года накопленное значение дефлятора составило 3% при официальной инфляции в 0,8% (см. Диаграмму 2).
Диаграмма 1. Ежемесячное сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). Февраль 2016 – февраль 2017.
Источник: Romir Scan Panel, Росстат
Диаграмма 2. Сравнение дефлятора реальных потребительских цен на товары и услуги со значением индекса инфляции по данным Росстата (в % к предшествующему периоду). По годам. Данные с учетом февраля 2017.
Источник: Romir Scan Panel, Росстат
Напомним, что в январе скачок дефлятора был обусловлен в первую очередь резко выросшими ценами на товары повседневного спроса. Аналогичная ситуация наблюдалась и в предыдущие годы. Поэтому закономерно был сделан прогноз о снижении дефлятора в феврале, как произошло в 2015-1016 годах. Уже третий год подряд по одному и тому же сценарию россияне, столкнувшись с новыми выросшими ценами в январе, в феврале стараются адаптироваться к этой новой реальности – ищут варианты экономии посредством промо или перехода на более дешевые товары.
Как видно из диаграммы 3, россиянам действительно удалось удержать расходы на товары ниже уровня января, заплатив за них на -0,9% меньше, чем месяцем ранее. Чуть подорожавшие в январе услуги ЖКХ на 1% в феврале остались почти без изменений, прибавив всего 0,2% к значению января. И даже подорожавший на полпроцента бензин не смог усугубить ситуацию с общим ростом цен. Совокупность всех этих факторов в итоге и привела к снижению уровня личной инфляции россиян в феврале.
Диаграмма 3. Дефлятор реальных потребительских цен на ЖКХ, бензин и товары (в % к предшествующему периоду). Февраль 2016 – февраль 2017.
Источник: Ромир, Romir Scan Panel
Однако не стоит обольщаться. В марте традиционно дефлятор опять возвращается в плюсовую зону. Вот и в этом году расходы россиян, по всей вероятности, расти не перестанут. Всего за два месяца года рост составил почти половину прошлогоднего значения.
* Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 30 000 россиян, 11 000 домохозяйств в 180 городах с населением более 100 тысяч человек, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в онлайн режиме поступают в базу данных скан-панели.
** Пенетрация (распространенность товарной группы) – определяется как % от всех домохозяйств, зарегистрировавших покупку данной товарной группы в течение месяца.
*** SKU (Stock Keeping Unit) — ассортиментная позиция, единица одной товарной группы, марки, сорта в одном типе упаковки, одной емкости.
Ромир – крупнейший российский частный холдинг, специализирующийся на маркетинговых, медиа и социально-экономических исследованиях. Является эксклюзивным представителем международной исследовательской ассоциации Gallup International/WIN в России и странах СНГ, что дает возможность проводить исследования в более чем 70 странах мира. Ромир обладает собственной региональной сетью, состоящей из более чем 30 совместных компаний в ключевых регионах и бывших союзных республиках.
По информации romir.ru
Метки: SKU, дефлятор, Индекс инфляции, Ромир, Росстат, Среднестатистическая личная инфляция, Экономико-политические показатели