Число россиян, полностью или в основном довольных своей жизнью, за год уменьшилось на 1 процент. Сегодня чувствуют себя комфортно 74 процента населения, год назад – 75 процентов.
Эти и другие наблюдения, помогающие понять, как меняется уровень уверенности населения в завтрашнем дне, а также потребительской активности, зафиксированы в свежем исследовании департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ.
Оазисами благополучия по наибольшей степени удовлетворенности жизнью и уверенностью в завтрашнем дне своих жителей сегодня становятся такие города, как Грозный, Казань, Махачкала, Самара, Томск и Пермь. В наименьшей – Липецк, Волгоград, Иркутск, Рязань. В целом с оптимизмом в свое будущее смотрят 57 процентов россиян против 63 процентов годом ранее.
Что касается потребительской активности населения, то, по данным на февраль, она осталась на уровне прошлого года и даже увеличилась. Число россиян, которые хотят купить товары средней и высокой стоимости, по сравнению с февралем прошлого года выросло на 1,6 процента. В частности, речь идет о приобретении квартир и индивидуальных жилых домов. «На фоне падения цен на недвижимость в ход идут накопления отдельной части россиян», – поясняет автор исследования, глава департамента социологии Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. По его словам, ожидается, что к 2016 году экономика восстановится и вызовет подъем спроса на недвижимость, а сейчас, когда рубль упал, многие бросились покупать недвижимость, которая будет только расти в цене, продолжает Зубец.
Сохраняется на уровне января 2015 года и спрос на автомобили. В отличие от них заметно упал потенциальный спрос на крупную бытовую технику. Вероятно, это последствие ажиотажных распродаж в предновогодний и новогодний период. «Впервые за несколько кризисных месяцев в феврале вырос и установился на уровне прошлого года интерес населения к посещению супермаркетов и развлекательных центров», – говорит Зубец. Но в какой степени этот спрос сможет «вытянуть» экономику на фоне растущей инфляции и сокращения кредитования физических лиц, непонятно. Самый значительный прирост потребительской активности в феврале 2015 года отмечен в Якутске, Новокузнецке и Благовещенске. Наибольшая платежеспособность населения наблюдается в Ростове-на-Дону, Самаре и Екатеринбурге.
Подтолкнуть экономику, говорит Алексей Зубец, поможет стимулирование бизнеса: удешевление кредитов, запуск инфраструктурных проектов. Что касается кредитования населения, то оно стало менее привлекательным, нежели в январе. Экономическая обстановка и осторожность банков в расширении кредитных операций снижают и интерес граждан к займам. К тому же заметно упала доля сотрудников, уверенных в будущем предприятия, где они работают (до 67% против 73% годом ранее). «Чемпионом» таких настроений стал Тольятти, где более полумиллиона жителей «завязаны» на автозавод. Зато с наибольшей уверенностью в завтрашнем дне своих офисов и предприятий отзываются жители Тюмени, Иркутска и Ижевска.
К среднему классу, согласно опросу, сегодня можно отнести 12 процентов россиян, тогда как год назад на принадлежность к этой группе могли претендовать 15 процентов. В последние годы свои потребности средний класс обеспечивал во многом за счет кредитов. И поскольку кредитование затормозилось, сократилось и число людей, относящихся к среднему классу, поясняет Зубец. По его мнению, как только банки увидят, что экономика поднимается, то широко откроют кредитование, а средний класс почувствует перемены к лучшему.
«Российская газета»
Метки: Активность потребителя, Индекс покупательской активности, Привлечение покупателя, Рост продаж