В мае 2014 года Индекс «Кофе с Молоком» (КсМ) снизился на 3% по сравнению с апрелем и на 11% по сравнению с мартом. Значение индекса составило 723 пункта, что на 2% больше значения мая 2013.
Весна 2014 года оказалась, как выражаются экономисты, богата на «внешние шоки». Центральный банк продолжил «зачищать» некачественные банки, усиливая нервозность среди вкладчиков, которые и так были сильно обеспокоены снижением курса рубля по отношению к доллару и евро. Угроза санкций со стороны США и Западной Европы вызвала усиление бегства капиталов из России и очередную волну сокращения инвестиций. Рост ВВП в 1 квартале замедлился почти до нулевых отметок, а реальные доходы населения снизились впервые после 2009 года.
Все это не могло не вызвать нервозности у потребителей. В начале года наблюдался отток средств из банковских вкладов и ажиотажный спрос на иностранную валюту. Только в марте населением было приобретено около 8 млрд. наличных долларов и 5 млрд. евро.
Усилился интерес к приобретению недвижимости и как результат – количество сделок на московском рынке увеличилось на десятки процентов. А вот рынки бытовой и компьютерной техники, напротив, сократились на десятки процентов. Но на товарах повседневного спроса все эти события практически не отразились.
Стабильность индекса в годовом выражении оказалась обусловлена тем, что рост цен на воду (+11%), молоко (+24%) и шоколад (+18%) был компенсирован снижением потребления этих продуктов – на 12%, 10% и 20% соответственно. Даже подешевевшего на 3% кофе жители крупных городов купили на 3% меньше, чем в мае 2013.
Умеренный рост индекса КсМ в годовом выражении наблюдается четвертый месяц подряд. Перед этим три месяца подряд он снижался. За год очень сильно выросли цены на воду, молоко и шоколад, хотя немного подешевел кофе. Потребление подорожавших продуктов снизилось на 9-14%, а кофе – не изменилось. Таким образом, можно говорить о том, что оптимизация затрат коснулась и набора простых удовольствий, отмечают специалисты холдинга Ромир .
DairyNews
Справка: Индекс «Кофе с молоком»
Индекс с условным названием «Кофе с молоком» отражает уровень экономической уверенности россиян. Как и уже ставший традиционным Индекс потребительской активности (ИПА), он рассчитывается на основе данных скан-панели домохозяйств Romir Scan Panel.
Базой для расчета нового индекса является динамика цен и объемов потребления 4 категорий товаров: кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад.
Почему для расчета индекса были выбраны именно эти продукты? Кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад в целом не являются продуктами первой необходимости. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированная вода начинает потребляться «от хорошей жизни», в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.
Таким образом, ингредиенты индекса «Кофе с молоком» являются, по сути, элементарным набором «простых удовольствий».
Примечательно, что ценовой показатель «Кофе с молоком» в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс «Кофе с молоком» является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян.
Метки: Индекс «Кофе с Молоком», Индекс спроса, Потребительский спрос, Рост индекса