В ноябре 2013 года повседневные потребительские расходы в номинальном выражении снизились на 1% по сравнению с октябрем и на 3% по сравнению с сентябрем 2013 года. Снижение потребительской активности два осенних месяца подряд фиксируется впервые за весь период наблюдений
В ноябре 2013 года повседневные потребительские расходы в номинальном выражении снизились на 1% по сравнению с октябрем и на 3% по сравнению с сентябрем 2013 года. Снижение потребительской активности два осенних месяца подряд фиксируется впервые за весь период наблюдений.
По сравнению с ноябрем 2012 расходы ноября 2013 снизились на 1% в номинальном выражении, а с учетом инфляции снижение составило около 6,5-7%. Похожая картина наблюдалась и в октябре, но тогда в номинальном выражении был пускай и символический, но все же рост. Расходы на продукты питания в ноябре снизились по сравнению с прошлогодними показателями более чем на 20%, а повседневные траты на непродовольственные товары возросли на 50%. Сегодня уже можно достаточно уверенно утверждать, что в конце 2013 года мы наблюдаем беспрецедентный спад потребительской активности на рынке продуктов питания. Негативные тенденции в повседневном потреблении наиболее сильно проявляются в группе потребителей со средним уровнем доходов.
По данным исследовательского холдинга Ромир , полученным на основе панели домашних хозяйств *Romir Household Panel, Индекс повседневных покупок в ноябре 2013 года снизился на 1% по сравнению с октябрем текущего года и на 3% по сравнению с сентябрем этого же года, составив 262 пункта. Номинальное снижение индекса наблюдается второй месяц подряд. При этом осенью такая картина наблюдается впервые за весь период наблюдений с 2008 года.
Бывало всякое. Напомни, что обычная картина выглядела так: устойчивый рост потребления, начиная с сентября и до декабрьского пика. Но случались и «заминки» роста. В прошлом году «заминка» случилась как раз в ноябре. Но перед этим, в октябре, наблюдался беспрецедентно высокий рост к сентябрю – сразу на 14%. В 2009 году «заминка» случилась в сентябре, но в августе и октябре темпы роста были по 10%. Снижение индекса два осенних месяца подряд наблюдается впервые.
По сравнению с ноябрем 2012 года Индекс повседневных покупок снизился на символический 1% в номинальном выражении. А с учетом инфляции снижение повседневного потребления составило 6,5-7% в реальном выражении. Последний раз такую негативную динамику повседневных потребительских расходов Ромир наблюдал летом 2010 года. Но тогда «нормальное» сезонное снижение потребительской активности было усилено экстремальной жарой в европейской части нашей страны.
Осень 2013 тоже может быть названа аномальной. Экстремально дождливый и холодный сентябрь сменился необычно теплым октябрем и ноябрем. Возможно, это объясняет столь необычное поведение индекса. Не исключено также, что увеличившиеся в последние полгода покупки товаров длительного пользования (Ромир писал об этом в своем релизе в октябре) оттянули на себя часть денег с рынка продуктов питания.
Так или иначе, но тренд роста повседневных расходов (на 12-15% в номинальном и на 5-8% в реальном выражении), наблюдавшийся с сентября 2012 по сентябрь 2013, года оказался резко прерван. С высокой степенью уверенности можно говорить о начале нового негативного тренда, сформированного в октябре 2013 и продолженного в ноябре.
Доля продуктов питания в повседневных расходах (без учета оплаты услуг и крупных покупок) в ноябре 2013 снизилась по сравнению с ноябрем 2012 на 15 процентных пунктов – до 56%. Доля непродовольственных товаров повседневного спроса, соответственно, возросла до 44%.
С учетом изменения структуры потребления можно сказать, что в ноябре 2013 по сравнению с ноябрем 2012 покупки продуктов питания снизились в номинальном выражении более чем на 20%, а покупки непродовольственных товаров повседневного спроса выросли примерно на 50%.
Наблюдаемая сегодня пропорция между непродовольственными товарами и продуктовыми категориями – 44% и 56% соответственно – держится уже 8 месяцев и вышла за рамки ситуационных и даже сезонных колебаний.
В целом за осень 2013 года расходы на приобретение продуктов питания снизились в номинальном выражении на 3-7% по сравнению с осенью 2012, а в реальном выражении снижение превысило 10%. Зато расходы на покупку непродовольственных товаров повседневного спроса выросли на 20% в номинальном и более чем на 10% в реальном выражении.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о формировании нового среднесрочного тренда, подчеркивают эксперты. Его характеристиками являются: снижение расходов на покупку продуктов питания для дома и значительный рост расходов на покупку непродовольственных товаров.
За счет чего сокращаются расходы на приобретение продуктов питания для дома? Прежде всего, за счет переключения на более «экономичные» продукты. Потребители стали более внимательно и благосклонно относиться к разного рода «спец-предложениям» и «бонусам» от торговых сетей. Это подтверждается и результатами опросов, и данными панели домохозяйств Romir Household Panel.
В течение месяца они посещают (и делают покупки) в большем количестве торговых точек, чем ранее, выбирая в каждой наиболее интересные ценовые предложения и стараясь не слишком сильно поддаваться соблазну импульсных покупок. Во-вторых, имеет место небольшое (на несколько процентов по каждой категории) сокращение потребления различных продуктов в натуральном выражении. Возможно, частично это компенсируется ростом внедомашнего потребления.
Повседневные расходы в Москве в ноябре 2013 года выросли по сравнению с октябрем на 3%. А вот по сравнению с ноябрем прошлого года они совсем не изменились. С поправкой на инфляцию снижение составило порядка 5-6 % за год.
В Петербурге в ноябре 2013 индекс повседневных расходов Ромир вырос на 7% по сравнению с октябрем и на 12% по сравнению с ноябрем 2012 года. Наконец-то рост повседневных расходов в Северной столице в годовом выражении заметно (в два раза) превысил показатели инфляции. Теперь, наверное, уже можно говорить о прекращении стагнации потребительского рынка в Петербурге, которую Ромир наблюдал с весны прошлого до лета нынешнего года.
В городах с населением более миллиона жителей повседневные расходы в ноябре снизились на 1% к значениям октября и на 2,5% по сравнению с ноябрем прошлого года. В реальном выражении снижение повседневных расходов за год составило почти 10%.
В городах с населением от 500 тысяч до миллиона жителей повседневные расходы в ноябре снизились по сравнению с октябрьскими значениями на 4%, но выросли по сравнению с ноябрем 2012 года на 8%.
В городах с населением от 100 до 500 тысяч жителей в ноябре повседневные расходы не изменились по сравнению с октябрем, а за год номинально выросли на 3%. С поправкой на инфляцию можно говорить о снижении расходов за год на 3% в реальном выражении.
Расходы наименее обеспеченных горожан в ноябре 2013 снизились на 2,5% к октябрю. За год расходы на повседневное потребление в этой группе выросли в среднем почти на 15%, обогнав инфляцию потребительского рынка более чем в два раза.
Основной вклад в снижение индексов потребительской активности в октябре и ноябре 2013 внес «средний класс». В средней доходной группе расходы в октябре снизились на 6,5% по сравнению с сентябрем. По сравнению с октябрем 2012 года расходы среднеобеспеченных потребителей сократились на 7,5% в номинальном выражении и на 13% с учетом инфляции.
В ноябре сложилась весьма похожая картина – снижение на 1,5% к октябрю (и на 8% к сентябрю) и на 7,5% в номинальном выражении к ноябрю прошлого года. А вот за пять лет рост расходов в этой группе составил только 75% или около 15-18% в реальном выражении. А ведь еще в сентябре эта группа лидировала по показателю пятилетнего роста (в два раза в номинальном выражении).
У группы потребителей с относительно высоким уровнем доходов повседневные расходы в ноябре не изменились ни по сравнению с октябрем, ни с ноябрем прошлого года. Таким образом, можно говорить о снижении повседневных расходов у представителей этой группы на 5-6 % за год (в реальном выражении с поправкой на инфляцию). За пять лет рост повседневных расходов в этой группе составил только 65% в номинальном выражении и около 10% с поправкой на инфляцию.
Foodmonitor
Метки: Продукты потребления, Снижение потребительской активности