Товары следует располагать в зависимости от того, что вы продаете и кто является вашим основным покупателем.
Если кратко и понятными словами, то мерчендайзинг — это достаточное количество товара в нужное время и в нужном месте. Именно в том месте, которое покупатель заметит с наибольшей долей вероятности.
Покупатели, входящие в торговый зал хотят идти и идут прямо, тяготея поворачивать налево. Это связано с физиологическими особенностями человека. Просто шаг правой ноги длиннее, чем левой, поэтому, на некотором расстоянии, человек автоматически поворачивает налево.
Согласно привычкам чтения (слева направо и сверху вниз), покупатели осматривают и берут товары, замечая лучше те, которые находятся на уровне их глаз.
Мужчины и женщины ведут себя по-разному. Мужчины лучше замечают товары на верхних полках, т.к. сильный пол привык смотреть вдаль, и совершенно не замечают ничего «под носом», а женщины наоборот, детально видят близко расположенные товары и плохо замечают что-то вдалеке. В зависимости от того, что вы продаете и кто является вашим основным покупателем следует и располагать товары.
А теперь перечислим основные моменты:
1. 80-90% покупателей обходят все точки продажи, расположенные по периметру торгового зала и только 40-50% покупателей обходят внутренние ряды;
2. существуют товарные группы, за которыми приходит основная масса покупателей, остальные товарные группы являются в той или иной степени сопутствующими;
3. следует избегать расположения рядом отделов с наиболее ходовым товаром.
4. места расположения товаров в магазине можно разделить на две основные категории:
Сильные места:
– полки с правой стороны в направлении движения покупателей
– пересечения рядов полок в магазине
– места с хорошим фронтальным обзором
– пространство возле кассы
– торцы
Слабые места:
– полки с левой стороны по ходу движения покупателей
– углы магазина
– места возле входа в магазин
5. выставляйте товары (торговые марки) в количестве, пропорциональном их доле рынка, или в соответствии с рекомендациями по выкладке.
Основные правила выкладки товаров:
1. Пространство между полкой и товаром минимально, соответственно полки набираются от 4 линий (вода) до 8 линий соответственно от высоты стеллажа (чай, кофе, шоколад)
2. Всегда выставляйте товар лицевой стороной к покупателю.
3. Не располагайте товар вверх дном, обратной стороной или навалом.
4. Всегда проверяйте, чтобы ценники были наклеены на лицевой стороне упаковки, хорошо читались и не перекрывали название товара и другие важные надписи.
5. Не наклеивайте ценники поверх названия товара или других важных надписей на упаковке.
6. Всегда располагайте товары с большим сроком реализации позади товаров с меньшим сроком реализации. Товары с истекшим сроком реализации немедленно снимайте с полок или прилавка.
7. Не располагайте товары с ранней датой изготовления перед товарами с поздней датой изготовления.
8. Товар должен находиться в своей товарной категории.
9. Товар должен находиться в своей ценовой категории.
10. При выкладке лучше создавать блоки — по виду товара, торговой марке или цвету.
11. Мелкий товар или товар подороже располагается чуть выше.
12. Внизу — крупные упаковки или дешевый товар целенаправленного спроса.
13. Товары импульсного или повышенного спроса можно продублировать на дисплей (оставив также и на основном месте продажи).
14. Торговая мебель должна быть чистой.
Market Master