К.П.Д. мерчандайзинга =1674


МерчанадйзерВ предыдущее тучное для розницы десятилетие магазины привыкли к быстрому экстенсивному росту продаж. И сегодня они сетуют на сложность выполнения планов в условиях усиления конкуренции… Но возможности увеличения товарооборота – буквально под ногами, на каждом метре торгового зала.

Наш эксперт Ирина Чиркова посетила розничную сеть «Быстроном», чтобы показать, как мерчандайзинговые решения могут принести дополнительные 1674 рубля выручки в год с каждого покупателя.

О сети

«Быстроном» – популярная сеть магазинов для ежедневных покупок продуктов питания и сопутствующих товаров по разумным ценам. Сеть насчитывает 12 магазинов в областном центре – Новосибирске – и ближних городах (Искитиме, Бердске), стремясь широко представить все товары, нужные сибирякам.

На сегодняшний день в ассортимент магазинов «Быстроном» входит более 18 000 товарных позиций: продукты питания, бытовая химия и средства гигиены, игрушки, корма для домашних питомцев, а также сопутствующие товары.

Наш мастер-класс начался с анализа данных о покупателях Быстронома, предоставленных исследовательским агентством «Ромир».

 

 

Типичный покупатель Быстронома это женщина (62%) в возрасте 30-39 лет (35%) со средним доходом (59% – доход на члена семьи от 10 до 25 тыс рублей в месяц). Она либо живет вдвоем с мужем (30% – размер домохозяйства 2 человека), либо с мужем и детьми (27% – размер домохозяйства 4 человека, 21% – размер домохозяйства 3 человека).

 

Основные показатели, из которых складывается выручка магазина – проникновение (процент покупателей, которые когда-либо покупали в этом магазине), частота визитов и средний чек (на который влияет как количество категорий, так и количество купленных позиций).

 

Данные

Быстроном

Январь – август 2013

Индекс к пг

Проникновение

52%

99%

Частота визитов

17,8

114%

Кол-во категорий в чеке

4,5

96%

Кол-во позиций в чеке

7,7

93%

Средний чек, руб.

477

87%

Источник данных: панель домохозяйств исследовательского агентства «Ромир», 2013 год

Проникновение: 52% жителей Новосибирска когда-либо делали покупку в магазине «Быстроном» за последний год – у сети очень хороший показатель.

Частота: покупатель «Быстронома» посещает магазины около 2-х раз в месяц, при этом сеть смогла вырастить частоту покупок в 2013 году на 14%, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Для формата, в котором работает сеть – «оптовый супермаркет» – это хороший уровень.

Средний чек. Потенциал для дальнейшего развития, на наш взгляд, лежит в увеличении суммы покупки. Средний чек, на который влияет как количество товаров в корзинке, так и стоимость товаров, наоборот, по сравнению с прошлым годом, потому что покупатель кладет меньше товаров в корзинку.

А ведь продав всего на 1 позицию больше, сеть может увеличить товарооборот на 13%!

По данным исследовательского агентства «Ромир», средний покупатель приходит в магазин 27 раз в год и тратит за один поход 477 рублей.

Если сеть продаст ему хотя бы на одну позицию больше, это даст дополнительный товарооборот 1674 рубля в год с одного покупателя!

Помня о том, что 70% решений о покупке принимается в магазине, мы решили провести визуальный аудит (V-аудит), чтобы найти способы продать дополнительную позицию покупателям «Быстронома». Предлагаем краткий анализ итогов этого экспресс-обследования и рекомендации.

V-Аудит: Навигация

Внешняя. Система внешних указателей отлажена на «отлично». Большой яркий баннер привлекает внимание пешеходов и автомобилистов. Ни один потенциальный покупатель не пройдет мимо. Сложно не найти магазин в торговом центре, следуя такому понятному указателю.

 

Вывеска «Быстроном» отлично видна всем проходящим и проезжающим мимо
Система навигации внутри торгового центра помогает быстро найти магазин

 

Внутри магазина общая система навигации есть, но она не работает, большинство вывесок загораживают друг друга и не читаются. То есть, свою функцию – найти нужный товар или категорию, вывески сейчас не выполняют.

 

Вывески загораживают друг друга и плохо читаются из-за большого количества слов

 

Решение: в качестве «маячка» можно использовать торцы гондол,когда покупатель по выставленному товару понимает, какая категория присутствует на стеллажах.

Система навигации внутри категорий не построена. Человек оказывается один на один с многометровым прилавком, или стеллажом, и вынужден тратить время на поиск нужного товара. Но чем больше времени занимает выбор позиций из обязательного списка, тем меньше товаров магазин продаст покупателю. Поэтому необходима удобная и понятная сегментация.

 

Сегменты внутри категории не выделены, поэтому покупатель вынужден просматривать все виды колбасы, чтобы сделать выбор

 

Решение: в некоторых случаях можно использовать разделители с названиями сегментов (например, «Колбаса вареная», «Колбаса сырокопченная»), в других случаях сам бренд, логотип, упаковка товара помогает покупателю определить сегмент (например, по кофе Nescafe– сегмент быстрорастворимого кофе).

V-Аудит: Расположение категорий

Замечательно, что ключевые категории (молоко и молочная продукция, хлеб, мясо, алкоголь, детские товары) расположены в разных частях магазина, таким образом, покупатель проходит всю площадь, по пути покупая и другие товары.

Магазин старается соблюсти логику соседства категорий, особенно хорошо это удалось в категории Детские товары, где собрано детское питание, подгузники, игрушки…

 

Все детские товары расположены в одной секции: кроме необходимых подгузников и детского питания, покупатель кладет в корзинку игрушки и приятные мелочи
Магазин старается соблюсти логику соседства категорий, особенно хорошо это удалось в категории Детские товары, где собрано детское питание, подгузники, игрушки…
Логичное соседство: к пельменям и мантам магазин предлагает соусы

 

Магазин предлагает совместную покупку подгузников и салфеток

Но нашлось и немало примеров, когда мы не смогли объяснить, почему именно эти категории расположились рядом.

 

Но нашлось и немало примеров, когда мы не смогли объяснить, почему именно эти категории расположились рядом

 

Рекомендация: для роста среднего чека необходимо более логичное конструирование «соседства товаров»

V-Аудит: Система дополнительной выкладки

В магазине есть разработанная система дополнительной выкладки: большие торцы с яркой коммуникацией «Лучшая цена», паллетная выкладка на стандартном желтом оборудовании, что, по идее, должно укреплять имидж магазина с лучшими ценами.

 

Удачный цвет и дизайн сразу привлекают внимание к специальному предложению

 

Но это яркое визуальное сообщение размывается обилием дополнительных мест специальной выкладки. Пространство магазина пестрит от стоек, паллет, дисплеев, разработанных производителями. Каждый выполнен в своем стиле, рассказывает разные истории и на покупателя выливается такое обилие разной информации, что, в итоге он не запоминает ничего.

 

Стойки с дополнительной выкладкой выполнены в другом стиле, что размывает внимание покупателя

 

Решение: Лучше всего работает система дополнительной выкладки, выполненная в одном стиле,где часть мест отдана товару с лучшей ценой, другая – новинкам, третья – сезонным предложениям. Дополнительная выкладка должна быть поддержана визуально-текстовыми указателями, которые облегчают выбор покупателя и работают на укрепление имиджа магазина.

***Отдельный, тонкий вопрос – сколько места отдавать дополнительной выкладке? С одной стороны, товар по лучшей цене привлекает покупателей, с другой – скидки и низкие цены просаживают выручку магазина. Передовые продовольственные магазины отдают около 20% площади под дополнительную выкладку, но каждая сеть может определить опытным путем свое «золотое» соотношение площади постоянной и дополнительной выкладки***

V-Аудит: Акции и спецпредложения

В сети есть продуманная система рассказа об акциях, новинках и специальных предложениях, но на полках мы нашли только «желтые ценники». Постоянные покупатели уже знают, что так магазин обозначает товар со сниженной ценой, а новым покупателям смысл цветного ценника понять сложно.

 

Желтый ценник хорошо понятен постоянному покупателю, но для остальных ничего не говорит
Удачное размещение информации о детской программе в начале детской секции товаров

 

Удачное размещение информации о детской программе в начале детской секции товаров

 

Но мы нашли и неудачное размещение рекламы, когда покупатель в прямом смысле слова поворачивается к ней спиной.
Постер, рекламирующий акционный товар, не работает: буква «А», обозначающая акцию, и слова – не считываются.

 

Рекомендации. Ценник в магазине самообслуживания – важный инструмент влияния на покупателя. Ценник рассказывает о продукте, сообщает что-то важное, что побуждает человека купить товар. Ценник «Быстронома» разговаривает с покупателем лишь сухим языком обязательной информации: цена, производитель, зашифрованный в непонятную аббревиатуру, вес… Почему бы не обозначить, например, «фермерский продукт»? или не написать «произведено в Новосибирской области»?

V-Аудит: Атмосфера торгового зала

У нас создалось впечатление, что сеть не вполне осознает, что приятная атмосфера торгового зала стимулирует импульсные покупки, дает повод задуматься о покупке более дорогого товара, в конечном итоге формируя более высокий средний чек.

Сейчас в магазине не хочется задерживаться больше, чем необходимо. И совсем неинтересно рассматривать полки с товаром сверх намеченного заранее – открывая для себя новинки (хотя это важно более чем для 50% россиян).

Есть удачные решения: мясной отдел, где прямо на наших глазах мясник разделывал тушу, подтверждая слова рекламного постера «Наше мясо никогда не замораживалось».

 

Ярко и привлекательно оформлена овощная и фруктовая секция
Цветовое и световое решение алкогольной секции располагает к покупке дорогих коньяков, виски.
Подсветка в секции Коньяк стимулирует покупку более дорогого товара за счет премиальной атмосферы

 

Но покупать крем для лица или бритвенный станок совсем не хочется (а такая покупка увеличивает средний чек почти в 2 раза).

 

Выделение сегментов в винной секции помогает быстро найти нужную позицию
Оформление секции Уход за Кожей не располагает к покупке Бьюти категории

 

Несмотря на высокую цену товара, категория выглядит дешево и не вызывает желание купить премиальный станок

Рекомендации. Необходима разработка креативных решений (графика, свет, звук, создание игровых и интерактивных ситуаций), формирующих комфортную и привлекательную атмосферу зала, превращающих совершение покупок в приятный досуг.

 

 

Резюме эксперта: даже небольшие организационные усилия по оптимизации мерчандайзинга в «Быстрономе» могут дать этой розничной сети существенный экономический эффект уже в краткосрочной перспективе.

 

 

Эксперт: Ирина Чиркова

Благодарим за помощь в организации фотосъемки Тимофея Герасько (коммерческий директор «Быстроном»), Татьяну Степанову (руководитель отдела по маркетингу сети «Быстроном»), Алену Лоскутову (администратор торгового зала).

Retail.ru

Метки: , , , ,

Comments & Responses

Комментарии закрыты.